 |

26.04.2013 - 27.04.2013
Quo Vadis - 2013
Зальцбург (Австрия) Messen, Kongresse und Events lieben Salzburg Подробнее...
16.05.2013 - 18.05.2013
Asia Funeral Expo (AFE) 2013
ГОНКОНГ, Гонконг Hong Kong Convention & Exhibition Centre (HKCEC) Подробнее...
|
|
|
 |
 |
|
 |
|
09.08.2008
Поминки в православном обряде
Поминки как обычай устраивать угощения после похорон с различными обрядами в честь
умершего, во многом сохранила старообрядческие черты, хотя и в упрощенной форме.
Традиционно в России похороны всегда завершались поминальным комплексом, включающим
в себя не только поминальную трапезу (хотя она и является основной составляющей
поминального обряда), но и заупокойные молитвы, а также в последующем - посещение
в родительские дни и дни памяти усопшего кладбища.
Поминальный обе¬д как главная часть поминок.
Совместная трапеза закрепляла похоронный обряд, была и остается его не самой печальной,
а, напротив, иногда даже жизнеутверждающей частью.
Похоронному обряду в большей степени, чем другим семейным обрядам, присуща фун¬кция
семейного и общественного психологического объединения. Она проявляется в том,
что обряд формирует чувство близости со своей семьей, родственным коллективом,
сель¬ской общиной - через сплочение в горе, преодоление несчастья, разделение
потери се¬мьи, объединение в поддержке.
Одновременно обряд нес идею исторической связи живых и мертвых, непрерывности
жизни в чередовании поколений. Смысл поминок - пробуждение и поддержание памяти,
воспоминания об умерших предках. В поминальном обряде всегда сохранялось воспоми¬нание
о том что умершие были когда-то живыми, и это воспоминание мыслилось как дей¬ствие,
в котором умерший воплощается и становится как бы его участником.
В некоторых формах поминок, сохранивших традицию приглашения широкого обще¬ственного
круга, можно восстановить идею связи родового коллектива. В этом плане по¬казателен
состав участников поминального стола сразу после похорон и на сороковой день.
В XIX веке поминание было семейным обрядом, собиравшим в основном родствен¬ников
и близких. Почитание мертвых носило домашний характер. Но местами поддерживалась
идущая из глубины веков традиция, что на поминки может прийти любой человек. В
качестве почетных гостей приглашали духовенство.
В народе прочно бытовало представление, что молитва облегчает участь грешной души
за гробом, помогает ей избежать адских мучений. Поэтому родственники умершего
зака¬зывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении
шести недель после смерти - сорокоуст. Кто победнее, тот заказывал сорокоуст читаль¬щику,
который в течение сорока дней на дому умершего читал канон. Имена умерших записывали
в годовое поминовение - синодик.
Традиционные сроки поминовения умерших в рамках семейной обрядности были ори¬ентированы
на сроки, установленные церковью. Помимо церкви, одним из путей распрос¬транения
религиозных сведений о поминальных сроках была популярная литература, пред¬назначенная
для народного понимания, в частности ходовые «Поминания», рассказываю¬щие о судьбе
душ в загробном мире. В народной среде отмечались следующие поми¬нальные дни:
день похорон, третий и шестой дни после смерти - редко, девятый и двад¬цатый -
не всегда, сороковой - обязательно. Далее «справляли» полугодовину, годовину,
а затем - уже в рамках календарной обрядности - следовали родительские дни.
В акте совместной поминальной трапезы сохранялась определенная знаковость обря¬довых
блюд: они имели скорее символический, нежели ритуальный характер. Этнический колорит
прослеживается в наборе блюд, порядке их смены, времени проведения обрядо¬вой
трапезы. Основой рациона русских был хлеб. Хлеб в его разновидностях всегда ис¬пользовался
и в обрядовых целях. Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами,
их дополняли оладьи. На поминках использовались архаические виды пищи - кутья,
каша, которые отличались древним происхождением и простотой приготов¬ления. Кутью
в разных местностях готовили по-разному: из зерен пшеницы, сваренных в меду, из
разваренного риса с сахаром и изюмом. В качестве поминального блюда упот¬реблялась
и каша (ячневая, пшенная), с которой у русских было связано представление об особой
силе, заключавшейся в ней. Подача блюд строго регламентировалась. По пос¬ледовательности
блюд поминальная трапеза носила форму обеда. Первое - похлебка, щи, лапша, суп.
Второе - каша, иногда жареный картофель. Закуски - рыба, студень, а также к столу
подавались овсяный кисель и мед. В постные дни поминальный стол вклю¬чал преимущественно
постные блюда, в скоромные дни в состав блюд традиционно вхо¬дили мясные щи и
куриная лапша. Вино (водка) на поминках употреблялись, но не везде.
Из серии поминальных сроков кульминационным был сороковой день. Согласно народ¬ному
объяснению, этот срок связан с тем, что в течение сорока дней душа умершего находится
на земле. Бог не «определяет» ее ни в ад, ни в рай, ангелы носят душу умерше¬го
по тем местам, где покойник грешил, и душа его замаливает грехи. На сороковой
день совершается Божий суд и душа покидает землю окончательно. По народному поверью,
душа умершего на сороковой день «является» в свой дом на целые сутки и уходит
лишь после так называемого «отпуска» души, или «проводин». Если «проводины» не
устроить, то покойник будет мучаться. В проводах души выражалась забота живых
о загробной судьбе мертвых.
Подчас традиции сорокового дня были трогательны и наивны. К приходу умершего заранее
готовились: мыли дом, с вечера застилали постель белой простыней и одеялом. К
постели никто не мог прикасаться, она предназначалась исключительно для покойника.
С утра приготовляли обильный обед, на котором бывало много вина. К полудню накрыва¬ли
стол, собирались родные и знакомые. Приглашенный священник служил литию. За столом
он занимал главное место, с правой стороны от него оставляли пустое место для
умершего. На этом месте, под салфеткой ставили тарелку, рюмку с вином, водкой,
клали хлеб. Кланяясь этому месту, хозяева как бы обращались к незримому покойнику:
"Кушай-ка, родименький". После обеда возглашалась «вечная память» и
начиналось прощание с умершим, сопровождаемое плачем. Взоры родственников обращались
в сторону церкви и кладбища, так как считалось, что прежде чем уйти навсегда,
покойник прощается со своей могилой.
Особую роль в поминальном обряде играло полотенце - символ пути, указатель доро¬ги
домой. Обычно в углу дома у окна вешали полотенце, которое находилось там в тече¬ние-сорока
дней. Оно предназначалось для души умершего, которая, по поверьям, сорок дней
ходит по «своим местам» и, прилетая к дому, отирает полотенцем свое лицо.
Поминки, проводившиеся в ближайшие после смерти сроки - до сорокового дня, а затем
через полгода и год, совершались как семейный обряд, обряд жизненного цикла, семейное
священнодействие. Им был присущ замкнутый характер, присутствие узкого круга родственников,
близких членов семьи. Он направлен на конкретную личность, опре¬деленного члена
семьи. Их цель - сохранение кровнородственных связей с умершими.
Поминовения по родительским субботам всегда в народе соблюдались с особым тща¬нием.
Да и в панихиды случившиеся в другие дни, многие старались подать записочку о
молении за упокой души. Ввиду невысокой грамотности населения почти в каждой семье
имелся составленный для семьи батюшкой синодик со списками имен умерших, которых
следовало поминать в церкви.
Поминки и по сей день представляют собой не только одну из традиционных форм выражения
жалости и сострадания, но и устойчивую форму общения населения, о чем свидетельствует
участие в них обычно большого числа родственников, знакомых, сосе¬дей, сослуживцев,
приходящих на них без специального приглашения. Они являются од¬ним из мощных
средств передачи от одного поколения к другому народных традиций. В этом важнейшая
причина сохранения их бытования в народе. В поминальной трапезе со¬храняются обрядовые
еда и питье, причем удерживаются не отдельные блюда, а нередко их традиционный
набор.
Чаще всего поминальный стол - это обычный торжественный стол, только с более скромным
украшением блюд. Однако отмечено, что многие считают более приличным употребление
в виде напитков домашнего компота или характерного для русской кухни киселя, а
не покупного лимонада; из крепких напитков - водки и кагора "церковного вина"),
а не коньяка, шампанского и пр.
Сейчас приобретает все большую масштабность посещение могил умерших на право¬славные
Праздники - Пасху и Троицу. Первостепенную роль во внецерковной стороне современной
обрядности Пасхи играет совместная трапеза с умершими, восходящая к языческому
жертвоприношению. На могилах (на тарелках, на бумаге) помещают приноше¬ния в разных
наборах, например несколько крашеных яиц, кусок кулича, яблоко, конфеты или раскрошенный
кулич, очищенные яйца; или на столике у могилы пшено, несколько штук печенья.
Иногда оставляют на могиле стаканчик спиртного «для покойника». Или же, если се¬мья
устраивает поминки на кладбище - импровизированную трапезу, стаканчик водки выливается
на могилу.
На Пасху и Троицу принято ремонтировать, подкрашивать крест, памятник, оградку
(ве¬сенний ремонт «дома покойного»), украшать могилу цветами. На Троицу особенно
трога¬телен обычай использовать полевые цветы и венки из березовых веток, развешиваемых
на крестах и оградках.
Итак, в русском поминальном обряде, несмотря на печальный, порой даже трагичный
характер его причины - смерти человека - сохраняется множество очень старых тради¬ций,
служащих объединению семьи и сплочению всего нашего народа, носителя древней и
великой культуры.
|
|
|
 |
|
 |
|
 |